Одним из принципов работы любого предприятия является создание системы управления качеством. Такой системы в компаниях, уделяющих должное внимание качеству выпускаемой продукции, быть не должно. Классическая система менеджмента качества не всегда бывает уместной, поэтому приходится прибегать к услугам разработчиков.
Основные цели и задачи
Система менеджмента на практике реализуется как совокупность процедур и методов, по которым управляющая система производит оценку, оптимизацию и мониторинг процессов, персонала, продукции компании, а также внутренних и внешних коммуникаций. Известно, что важнейшим условием поддержания высокого уровня качества продукции/потребления являются:
- комплексный подход к управлению качеством, увязанный с потребностями общества (риск-менеджмент, управление качеством на базе ИСО, и др.);
- постоянное совершенствование технологий (прежде всего в области испытаний, метрологического обеспечения, обработки и распространения информации;
- бережное отношение к ресурсам;
- организация непрерывной подготовки кадров и т.д.
Система должна быть интегрированной и гибкой, включая в себя элементы диагностики, аудита, гибкого анализа и постоянного улучшения. На данный момент система менеджмента качества на предприятии является основой производственной деятельности.
Что нужно учесть при работе с системами менеджмента?
В основе системы менеджмента качества лежит процесс управления качеством, который направлен на создание условий и факторов, обеспечивающих эффективное удовлетворение потребностей покупателей, а также всей совокупности покупателей. Вводное описание требований потребителей к качеству продукции является одним из самых сложных аспектов системы менеджмента.
Компетенциями по управлению можно назвать знания и умения, касающиеся планирования, организации, администрирования, мотивации и контроля процессов. Контроль — управление действиями должностных лиц и персонала компании, посредством оценки их деятельности. Мотивация — изменение потребностей и ожиданий персонала и клиентов, путем применения материальных и нематериальных мер поощрения и наказания. Контроль как элемент менеджмента развивает у персонала стремление к качеству при выполнении тех или иных функций, развивает у него ответственность и способность к самоанализу.
На что обратить внимание
Эффективность менеджмента определяется двумя взаимоисключающими факторами — динамическим и статическим. Динамический фактор — способность менеджера систематически (ежедневно) производить какое-либо действие для достижения позитивных результатов. Статический фактор, в свою очередь, — это наличие у менеджера специальных знаний, умений, навыков, позволяющих добиваться устойчивого успеха в его работе, способность к постоянному и эффективному изменению и использованию имеющихся ресурсов для достижения целей организации.